?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Sarajevo, 2 in 1

Я, конечно, понимаю, что все, что здесь появляется, интересно максимум человеками 3м, считая меня, а может и того меньше. Но не суть. Я уже дожила на своей горе до той поры, когда научилась сама себя забавлять и развлекать. И сюда-то я пишу в первую очередь для себя.


Так вот, была я намедни в Сараево. Второй раз в жизни была. И это, кстати, пока что первый город, в который мне захотелось вернуться но потом перехотелось.





Итак
Живя в Черногории, раз в месяц рашнгёрл должна пересекать границу и иметь регистрацию, иначе заметут. Для меня эти поездочки являются большой отдушиной, но сопровождаются аждый раз паникой "на кого ж я всё оставляю-то тут, все ж рассыплется через сутки", как будто есть разница: сижу я в своем склепике или нет. Но это уже глубокая психология, если не психотерапия.
Ещё одна причина, по которой я нервничаю уезжая, это непосредственно пересечение границы. Дело в том, что уйат кард я не делаю, хотя и надо, потому что 1) ее не спрашивают; 2) она стоит как поездка туда-сюда в то же самое Сараево ( примерно 35 евро за месяц). Можно, конечно, взять шофера и поехать на границу просто поставить печать, но это не интересно, да и уайт кард, если ты на машине, спрашивают обязательно.
Поэтому я катаюсь на автобусе.

В этот раз я, помня о прошлом своем опыте, готовилась оснавательно: заранее узнала на автостанции, во сколько идут туда автобусы, положила в рюкзак несколько мешков для мусора (в случае дождя нет ничего замечательнее, честно), затарилась консервированным тунцом и йогуртом (и пластиковыми ложечками, потому что все заведения, где можно перекусить, в Боснии открываются часам к 9).

Автостанции на Балканах - это песня. Автобусы ходят ночью. Это даже хорошо, если ехать, скажем, в Белград - туда как раз в 8 утра приезжаешь и всё круто. А вот в Мостар ехать не так далеко, туда ты приезжаешь в 3 ночи и тебя бросают где-то на краю цивилизации между заброшенным ангаром и мусульманским кладбищем.
Автобусы приходят с опозданием в час, иногда не приходят вовсе, иногда их отменяют, иногда их не существует. И вот я решила ехать рейсом в 22.25 из Будвы, который как раз не существует в природе.
Их было 2 в тот вечер: в 22.25, очень удобный, потому что перед ним я планировала заскочить в спортзал, хорошенько попотеть, а потом спать крепко-крепко, ехать около 7 часов + таможня, итого в 6 утра ты стоишь на окраине города и ждешь первый троллейбус. Второй - в 20.00, не удобный абсолютно, до зала недалеко, но 40 минут тренировки меня не устроили бы, а если делать больше, то опоздаешь. И, ах да, если ты раньше на 2,5 часа выезжаешь, следовательно, приезжаешь на столько же раньше. В 4 утра то бишь.
Очень хорошо, что я спустилась с горы за 5 часов до рейса номер 1. И додумалась зайти на автостацию, уточнить и купить пораньше билет. Будьте, говорю, добры, билет на 22.25 до Сараево. Сорри, говорят, ит из нот эвыйлыбл. А какого хера он на сайте висит?? - Это летнее расписание - А на табло он нахуя тогда? - ... Девушка, проходите, не задерживайте других.
Замечательно поездочка началась. С горя пошла жрать куриный суп (очень вкусный).

В 8.25 пришел автобус (про опоздания помните? то-то же). Хотя, хорошо,что он опоздал - это значило, что, возможно, и в С мы приедем позже и меньше придется шляться.

Кстати, пусть будут фоточки вперемешку, с прошлого раза тоже, ладно? А то в этот раз грустно как-то было
Эт я, не знаю, куда идти и что делать, в начале октября прошлого года
IMG_6547


В автобусе было норм, набитая вещами сумка из икеи прекрасно выполняла функцию подушки, закэшованные песенки приятно заглушали громкий голос турецкого мальчика на галёрке.

Граница была где-то в 00.30, прошла я ее замечательно, а вот 2х ребят держали минут 40 (кажется, они были из Косово), но и это хорошо - позже приедем, бгг. Легла спать дальше.


Поставила будильник на 3.40 чтобы успеть переобуться и запхать все вещи в рюкзак. Хорошо, что проснулась раньше: ехали мы по зимней сказке российского образца: облепленные инеем ветки, лапы елей под тяжестью снега склоняются, а дорога не прямая, серпантины-повороты, и картинки сменятся как в калейдоскопе.И да, -4 градуса против + 10 моих побережных. Где-то в 4.20 всех будят, потому что всё, приехали.


Бодренько выпрыгиваю из автобуса, тут-то всё знакомое, я знаю, в какую сторону идти, не как в первый раз, когда я прошла 2 км назад, потом вернулась обратно и только потом пошла в нужную сторону. Спросила у таксистов, стоящих недалеко, сколько стоит в центр - была шальная мысль доехать до хостела, завалиться спать на часика 4, а потом пойти гулять. Но 10 эвро такси + 15 эвро хостел, + еще 15 эвро, если останусь еще на ночь. Не экономно совсем, при моей-то з\п в рублях. Подумала, что лучше куплю себе что-нибудь красивое на эти скромные деньги сэкономленные. И отправилась гулять пешком.

Эхей, Луковица! оттуда я иду, в центр как раз


Вообще, с побережья все автобусы приходят на Источну Автобуску Станицу в районе Добрыня, который ортодоксальный и спокойный более-менее. Хотя пришлось пережить пару тревожных мементов, когда какой-то пьяный чувак что-то кричал сзади.

Лол, просто лол


Очень много было полит. рекламы осенью. Не в курсе, были ли выборы, просто смотрела на дам в хиджабах.


Это уже более оживленная улица, начали ходить трамвайки. Этого полька-дот няшу я фотографировать пыталась еще в прошлой поездке, но от бодро увернулся:


IMAG6627

Трамвайка-молния (октябрь):



Набережная Босны. Иду в правильном направлении, из спальных районов вышла. Смотрите, сколько ворон:

IMAG6628

Вороны-сарайки..


IMAG6631

..Мной шумно будились...


...мечты о Биг-Маке
О время разбились :\

Мак тут работает, как я уже писала, на релаксе. Нет Мак-авто, куда можно ночью прийти и хотя бы попить горячего кофе. Открывается в субботу и воскресенье он в 9 утра. Кстати, на момент вот этих последних фоточек, я прошла почти 10 км и почти дошла до центра. А мак - он дальше, на улице Маршала Тита, дом 36.


Становится традицией чистить зубы в маке, да. Выгляжу не айс, да :\

Октябрь:


Вообще, хочу показать общественный транспорт. Я думала, такие траллики только где-нибудь в гетто ездят, потому что даже в Самаре их всех как-то вычистили. Тут , видимо, бесполезно.
Сараево, кстати, покрыто непонятными письменами с ног до головы практически. К сожалению, фото, сделанные в движении, не особо получились, поэтому прошу верить на слово - граффити-вандализм там цветет махровым цветом, в том чисте и на памятниках архитектуры.

Трамвайные карты (вверху) как в Мск, один-в-один, троллейбусные билетики скромнее, но может повезти и в самом траллике найдется рабочий КОМПОСТЕР. О даааа, моё детство). Проезд стоит 1,8 МК, что примерно равно 70 центам.
Кстати, в первый раз я не поняла, что и где надо покупать, куда вставлять, и каталась зайцем раза 4, пока на 5й не подошел дяденька-проверяющий. Оказалось, что прямо у водителя можно купить билет. Другое дело, что очень мало людей это делают, все предпочитают кататься зайчиками. В этот раз мне стало совестно и зайцем не каталась ни разу, но и проверяющих не встречала.




А вот и центр начался. Мечетей здесь немерено, разных годов (и веков) постройки, с непременными кладбищами вокруг. Обычное дело: летнее кафе, заполненное под завязку, люди расслабленно пьют свою кАфу, а через заборчик, в полуметре от столика, надгробие некого муфтия. Почему бы нет.




Вообще, было очень холодно. Скорее всего, сказалась долгая прогулка по снегу в не очень теплых ботинках, набравших в себя влагу из незаледенелых луж. Холодно, серо, но миленько

Не стала я долго разгуливать. Здоровье себе дороже. Поэтому, тадам, октябрь:
Берег Босны



Запросто можно спутать с Басильевским островом или даже с Самаронькой, классицизм он такой:


А дороги, кстати, тут хорошие. Каких-то ужасных колдобин, как в Черногории, не встречала.

А вот дома.. Их, видимо, после войны не ремонтировали. Скорее всего, нет на это денег. Но это даже, пожалуй, если так можно выразиться, хорошо: надо не забывать. Прошло уже достаточно лет, целое поколение выросло,не зная вооруженных конфликтов. Но помнить надо, хотя бы чтобы не повторять.

Лунная поверхность:


Очень много просто красивых неотреставрированных зданий:

Однако


И повсюду атланты-кариатиды, поддерживающие бедный фасад и балкончики




Ортодоксальных соборов тоже достаточно много



А вот это уже самый старый район, Башкаршия, отдельный торговый городок с прекрасными пекарнями




Хотела зайти в магазин комиксов, который приметила еще в прошлый раз, и купить подарочек на день рождения одному хорошему человеку. Пришлось ритуально поцеловать дверь: в субботу они работают не до 18.00, а до 16. Тадам, удивляться нечему.

Мастерская по изготовлению не могу даже понять чего тоже была закрыта

О, даааа

Октябрь. Внутри этих развалин торговые ряды, где дико накурено и можно вешать топор. С куревом вообще очень большие проблемы в этих 3х балканских странах: смолят как паровозы везде. У меня какая-то нехорошая реакция на этот дым даже началась после нескольких месяцев пребывания здесь. Нигде не укрыться, особенно зимой, когда на веранде не посидишь. Почему бы не сделать курящие-не курящие зоны, опять таки?


А вон тааааам, в далекееееее, виднеется знаменитый Латинский мост, на котором Гаврило Принцип грохнул Франца Фердинанда и его жену, тем самым развязав Первую Мировую. Никаких особых опознавательных знаков на нем нет, так, маленькая табличка, исписанная вандалами.


В октябре я гуляла больше, тепло было, приятно, зелено.
Впервые увидела закинутые над рампой кеды:

Побродила по закоулкам. Это где-то рядом с колледжем пищевой промышленности:




А чуть свернешь с не очень центральной улицы, сразу - хоп! - и в Самаре, рядом с Хлебной площадью окажешься.


За этой дамой и ее тележкой я прошла, наверно, 2 км. Наверняка она думала нехорошие думы про девочку с синими волосами, фотографирующую всё на своем пути.






Пикеты, кстати, и во второй раз на том же месте мне встретились:


Невозможно пройти мимо отражающего стекла и не запилить сэлфе на фоне города.
IMAG6642


Походы-походами, а вечером я планировала сесть на автобус и ехать обратно. В октябре я профакапилась и последний автобус ушел прямо перед носом, за 5 минут до. Почему профакапилась? Потому что автовокзалы и ж\д тоже, да и вообще всё на Балканах ПО НОЧАМ НЕ РАБОТАЕТ И ЗАКРЫВАЕТСЯ.
Это в Мск я могу заснуть на Щелковском автовокзале и достаточно спокойно провести ночь среди молдаван, узбеков и бомжей, точно зная, что мой  автобус будет во столько-то. И Могу приехать ранним Самарским поездом на Казанский вокзал, где еще 1,5 часа прождать открытия метро, чтобы добраться до нужной точки в городе. С Балканами такая история не прокатит, по ночам они не работают. Как я не видела ни одного  круглосуточного заведения в Мостаре, так и в Сараево, про Белград не скажу, все же там что-то должно быть, а вот в Черногории только если прибрежные города не спят по ночам, и то только летом. Но автостанции не работают - факт. Так что в 4 утра ты ни у кого спросить не сможешь, когда автобус обратно. А сайтов у них нет) Да даже если б и были..

В общем, в этот раз я решила не рисковать и поехать вместо 20.00 к 18.00. В 18.05 я была на станции. Нету автобуса на сегодня, мне говорят. Но был же! - Был, да сплыл, говорят, завтра утром в 9 будет. Не в 8 ли? Нет, в 9. Хорошо хоть в этом не соврали.

Я так и думала, что это опять случится. Ну, мысленно была готова. Залезла на booking.com и забронировала себе койку в хостеле. Осенью, поддавшись историческому порыву, забукала место в хостеле Франц Фердинанд. И, если честно, мне там понравилось не очень: то ли там прорвало что-то, то ли вечно с влажностью проблема, но набухшие полы и стены бросаются в глаза, и никакой исторический антураж от этого не спасал. Антураж, кстати, и добивал немножко: моё спальное место было сверху, итак нервничала, что проебала автобус и вовремя не вернусь на работу, так еще и с потолка на меня таращился усатый Франц Фердинанд всю ночь. И да, там по соседству 2 муфтиевых кладбища.
Может, сейчас лучше стало с влажностью, не знаю. Решила, что лучше попробовать какой-то новый вариант. Так вот, хостел Travellers Home - замечательный. Там очень крутой парень с ресепшена, приятная атмосфера, реально домашняя, все чистенько и многонационально: когда я зашла на кухню, два турка рассказывали немцу про Стамбул. Потом пришла итальянка Валентина и завязался очень оживленный разговор. Я и Дилан из Испании валялись на своих кроватях без задних ног, не всилах поддержать беседу. Наверное, ребята посчитали нас не очень дружелюбными, но знали б они, через сколько километров всего мне пришлось пройти.. Я подсчитала позже - около 23х по городу, не считая петляние по ТЦ и беготни до банкомата Сбера.

В этот раз выспалась я отлично, и отправилась на троллейбусную остановку, до которой, кстати, 3  минуты пешком. Прошла через латинский мост, покормила уток своим дорожным буреком, села на тралль и поехала. Почти опоздала.

Ночью путешествовать круто: ты тратишь не то время, что жалко, можешь приехать и с утра все осмотреть. Путешествовать днем еще круче: если опустить временной фактор, то останется удовольствие от природы за окном, да и, очевидно, что ты уже выспанный где-то.

Я все же очень рада, что тогда, оченью, не попала на вечерний автобус. Иначе бы я не увидела этого:

Мне стыдно за такие фотки, но что поделаешь.. Подумываю купить себе что-то полупрофессиональное для таких красот, вернуться туда летом, записаться на рафтинг и вообще покушать жизнь большой ложкой) Там правда очень красиво. Самые красивые места, которые мне довелось видеть

А вот и зимняя версия:



Милашки-таможенники отгрызли другую половину бурека

Сначала ты видишь мост:

Потом ты по нему едешь:

Едешь, и тебе кажется, что ты в 10м королевстве)




Вот такой вот я Зялт недоделанный :\

Земли здесь потрясющие. И люди хорошие тоже, только мне не понятные. Судя по всему, начальство хочет сделать меня здесь наместником Кесаря на долгие года, так что еще будет возможность все посетить и, может, полюбить даже. А пока я очень скучаю по Рашеньке и дико хочу в Карелию и на Байкал. Ужасно понимать, что моя страна родная широка, а я дома сижу. Ну, или в гостях.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
havohudonosor
Feb. 12th, 2015 12:25 pm (UTC)
Путешественница.:)
Пейзажи красивые, хотя, некоторые мрачноваты.
unfathful
Feb. 13th, 2015 10:37 am (UTC)
Зима тут вообще печальна. И солнечных дней маловато
havohudonosor
Feb. 13th, 2015 01:22 pm (UTC)
Врядли она сильно печальнее чем в Питере.)
insolite88
Mar. 7th, 2015 10:31 am (UTC)
Офигенный пост!!!
Природа очень красивая!!! Нереально, как из Властелин колец ))) или Игры престолов!! Офигенно!
А вот города: половина фото как будто с моего района ))) графити ппц как много. Некрасиво же :(
А там до сих пор можно в кафе курить у них там на Балканах??? Я думал, что там уже давно как в Европе строго с этим.
Еще из поста кажется, что вся Европа не особо работать любят ))) тоже самое писал друг про испанцев , он там. Сейчас живет
unfathful
Mar. 7th, 2015 10:43 am (UTC)
Не знаю вот, почему они не борются с графитчиками или хотя бы не закрашивают уже намалеванное
Курить можно везде, где угодно, хоть в непосредственной близости от детей, здесь этим никого не удивишь :\ в этом плане я очень завидую некурящим людям Рашеньки, которым легче дышится. А Черногория - не европа, как не крути.
Южные народы не утруждают себя особой работой, это да) Чем южнее - тем ленивее. Греки - эти вообще сказочные тунеядцы. Может, потому что в жару не поработаешь особо, не знаю. Но это ко всему прочему еще и очень заразительно :D
insolite88
Mar. 7th, 2015 11:41 am (UTC)
я как курящий, по началу был не доволен, что в кафе покурить нельзя (как это обычно бывает: выпиваешь за столиком, одна сигарета за другой, кайф).
А на самом деле сейчас вообще не обламываюсь, даже хорошо, что на улице все курят, а то бывало, что задохнуться можно было в баре. так что, пожалуй, не стану завидовать черногорцам)

про лень южан - да, интересное явление ))
unfathful
Mar. 7th, 2015 01:52 pm (UTC)
Мы недавно 5 часов в кафе из-за наводнения просидели, там так накурено было, что у меня аж записная книжка, которую не вытаскивала из сумки, пропахла ужасно и пришлось проветривать :D
( 7 comments — Leave a comment )